Мини-тренинг: искусство экономии
Экономия — важный элемент финансового планирования. В условиях нестабильной экономики нужно тщательно проанализировать, на чем можно и нужно сэкономить, и на чем этого делать не следует
Закупки
Без правильно выстроенной закупочной стратегии обретение конкурентных преимуществ, особенно в кризисный период, является достаточно проблематичным. Усиление рыночных позиций предполагает наличие устойчивого спроса на продукцию в розничной сети, что и способствует увеличению объема продаж и расширению круга потребителей. Во многом это становится возможным, если в результате жесткой и агрессивной закупочной политики аптечная сеть получает у поставщика товар на особо выгодных условиях. При этом менеджер по закупкам должен досконально знать информацию об аналогах данного препарата, его розничной стоимости и цене у других поставщиков, а также о том, по какой цене данный препарат поставщик предлагал вашим конкурентам.
Читайте также: МИНИ-ТРЕНИНГ: как вести переговоры о зарплате
При составлении заказов принимают во внимание такие параметры, как объем продаж за последний месяц и последний квартал с учетом изменения продаж в зависимости от сезона. Для несезонных препаратов контроль заказов проводят по усредненным продажам последнего квартала и месяца. Объем продаж близких по терапевтическому действию лекарственных средств (за исключением препаратов с одинаковым действующим веществом разных производителей) не является основанием для заказа искомых препаратов. В качестве основы для заказа использование рейтингов допустимо, если они велись в отношении конкретного препарата в течение последних 4 мес. Все вышесказанное относится не только к конкретному лекарственному средству, но и к его известным аналогам.
При первом заказе препарата желательно заказывать пробную партию, чтобы через 1–2 нед принять решение о дальнейшей судьбе этого лекарственного средства. Если данный препарат уже был у вас в продаже и есть остатки из предыдущей партии, то возможны следующие варианты. К примеру, на складе есть запас препарата на 10 дней, а заказ, который вы готовите, поступит через 30 дней. Это означает, что предыдущий заказ был составлен неправильно. Если на складе препарата осталось на 40 дней, ваш заказ поступит через 30 дней, а следующая партия — еще через 30 дней. Значит, в первый раз надо заказывать товар только на 20 дней, а затем поступит следующая партия (умножаем рейтинг на 20). А вот если, например, на складе имеется запас товара на 180 дней, а заказ подвезут через 30 сут, то заказ в этой ситуации равносилен должностному преступлению. Исключение составляет товар, отданный на реализацию или полученный на условиях консигнационного склада без предварительной оплаты. Тогда ситуация не столь опасна. Однако за это время у него может закончиться срок годности, да и прибыль от продаж может не покрыть складских издержек [1].
Читайте также: МИНИ-ТРЕНИНГ: фармацевтическая услуга
Автоматизация
Даже в условиях кризиса не стоит экономить на оргтехнике и программном обеспечении (разумеется, в пределах разумного). Грамотно выполненная автоматизация аптеки может дать ощутимые положительные результаты, выраженные экономическим эффектом (увеличение объемов продаж, снижение затрат), а также повысить управляемость бизнеса и прозрачность бизнес-процессов. В частности, специальные компьютерные программы помогают экономить время (на формирование заказов, составление отчетов и др.) и способствуют экономии оборотных средств.
Читайте также: МИНИ-ТРЕНИНГ: трудный клиент
Персонал
Одним из экономически правильных решений, по мнению некоторых предпринимателей, является снижение зарплаты сотрудников либо их увольнение. Традиционной ошибкой является недооценка роли персонала и, как следствие, желание сэкономить на зарплатах в ущерб «качеству» набираемых людей.
В то же время любой здравомыслящий руководитель должен понимать, что квалифицированный персонал является основой любого бизнеса, и его исчезновение неизбежно повлечет за собой уменьшение объема работы и, конечно же, прибыли (исключение — неоправданно раздутый штат). В этой же плоскости находятся решения, связанные с уменьшением размера зарплаты (неполный рабочий день, возложение двойного или даже тройного объема обязанностей на одного сотрудника, задержка выплат на неопределенный срок и др.). Известно, что мотивация и эмоциональный комфорт персонала способствуют повышению производительности на 31%, а аккуратность выполнения задач — на 19% [2].
Подготовила Александра Демецкая
Список литературы находится в редакции
“Фармацевт Практик” #11′ 2015