ОТЦЫ И ДЕТИ: поколение не выбирают
Конфликт поколений — естественная составляющая социума на протяжении всей истории человечества. Во многом он обусловлен не только возрастными различиями, но и социокультурными и технологическими изменениями, затрагивающими все сферы жизни. И чтобы принять новое поколение, сначала нужно постараться его узнать и понять
«Потерянное поколение»
Наверное, каждому знаком термин «потерянное поколение», однако далеко не все знают его историю. Авторство культового выражения принадлежит знаменитой американской писательнице и литературоведу Гертруде Стайн (1874–1946). Так она охарактеризовала поколение молодых людей, которые во время Первой мировой войны отправились воевать чуть ли не со школьной скамьи. После войны представители этого поколения часто не могли адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь самоубийством и даже сходили с ума. Эти проблемы стали лейтмотивом творчества таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Фрэнсис Скотт Фицджеральд и др.
К сожалению, вот уже без малого сто лет термин «потерянное поколение» не теряет своей актуальности, поскольку вооруженные конфликты с печальной периодичностью вспыхивают то в одном, то в другом уголке земного шара. Вместе с тем перемены в различных сферах жизни неизменно сказываются на личностных особенностях молодых людей, которые растут и формируются в постоянно трансформирующейся социокультурной среде. Так, из «потерянного поколения» выросли «битники» — представители нонконформистского движения американского андеграунда конца 50-х годов прошлого столетия, распространившегося во многих странах. Примечательно, что термин «битник» появился в 1958 г., когда журналист газеты «San Francisco Chronicle» Герб Каэн в выпуске издания от 2 апреля добавил к английскому слову «beat», которое на сленге джазовых музыкантов означало нищету и отчаяние, русский суффикс («-ник») из названия советского «Спутника-1», запущенного за полгода до этого.
Читайте также: Семья и дружба. Вредят ли друзья семье?
Еще совсем недавно, в 90-х годах ушедшего века, мы обсуждали проблемы поколения «пепси» и восхищались детьми «индиго». Справедливости ради следует отметить, что, по мнению скептически настроенных педагогов и врачей, бóльшая часть качеств «детей индиго» давно известна психиатрам и психотерапевтам под названиями «синдром дефицита внимания» и «гиперактивность»…
Теория поколений
В 1991 г. вышла совместная книга американских ученых Нейла Хоува и Уильяма Штрауса «Поколения», в которой пересказана история США как серия биографий разных поколений начиная с 1584 г. Эта совместная работа стала результатом создания теории поколений. Штраус и Хоув определяют поколение как совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени, составляющий примерно 20 лет, или одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст и старость.
Поколение можно идентифицировать, если оно соответствует следующим трем критериям. Во-первых, представители одного поколения разделяют одну историческую эпоху — они являются свидетелями одинаковых ключевых исторических событий и социальных веяний, находясь в тех же жизненных фазах. Во-вторых, у них существуют определенные общие убеждения и модели поведения. И, в-третьих, зная об опыте и особенностях, которые они разделяют со своими ровесниками, представители одного поколения также будут разделять и чувство принадлежности к данному поколению.
Читайте также: Встреча выпускников: радостное событие или тяжелое испытание?
Итак, поколение — это совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет. При этом, по мнению авторов теории, в настоящее время нас окружают представители четырех поколений: бэби-бумеры, поколение X (икс), поколение Y (игрек) и поколение Z (зет).
Поколения «некст»
Бэби-бумеры (1945–1965) получили свое наименование из-за послевоенного всплеска рождаемости в сравнительно благоприятных экономических условиях после окончания Второй мировой войны. При этом сам термин «бэби-бум» был распространен преимущественно в США. Однако тенденция к повышению рождаемости наблюдалась во многих странах. Как правило, в годы, следующие после окончания больших войн, происходит резкое повышение общих коэффициентов «брачности» и «рождаемости». Коэффициент рождаемости также резко повышается за счет рождения детей в существовавших ранее семьях, в которых такие рождения были отложены из-за неблагоприятных условий военного времени.
В 1991 г. вышла совместная книга американских ученых Нейла Хоува и Уильяма Штрауса «Поколения», в которой пересказана история США как серия биографий разных поколений начиная с 1584 г.
В свою очередь, поколение X — термин, применяемый к поколениям людей, родившихся в разных странах мира с 1965 по 1979 г. Это люди, ценящие стабильность и убежденные в том, что блестящую карьеру можно построить только упорным трудом. Они привыкли начинать с «низов» и постепенно подниматься по карьерной лестнице.
Читайте также: Супружеские измены: что говорит наука
Детей поколения X традиционно относят к поколению Y (другие названия: «милениалы», «поколение некст», «эхо-бумеры»). Это люди, которые родились после 1981 г. и встретили новое тысячелетие в молодом возрасте. Представители поколения Y характеризуются прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Поколение «игрек» также соотносится с так называемым поколением бумеранга, или «поколением Питера Пэна», поскольку его представители склонны оттягивать переход во взрослую жизнь на более долгий срок, чем их сверстники в предыдущих поколениях, а также дольше оставаться жить в родительском доме («синдромом переполненного гнезда»). Первопричина этой тенденции может быть отнесена к экономическим условиям, — международный финансовый кризис, повсеместное повышение стоимости жилья, безработица и т.д.
Центениалы
Отдельно стоит поговорить о поколении, следующем за миллениалами, поскольку это дети, которые, по мнению психологов и социологов, возможно, впервые в истории радикально отличаются от своих предшественников.
Поколение Z, или центиниалы, появилось на свет после 2000 г., поэтому даже не представляет себе, какой была жизнь без гаджетов и интернета.
Центениалы пользуются различными компьютерными приложениями так же естественно, как и дышат. Поколение Z предпочитает смотреть, а не читать, чтобы получить максимальный объем информации в предельно сжатые сроки.
Они не делят мир на цифровой и реальный, поэтому с полным правом можно говорить о том, что их жизнь плавно перетекает на экран и обратно. Центениалы любят общаться в сети, причем анонимно: предпочитают социальные сети, в которых можно «спрятаться». Это первое поколение, выросшее в мультикультурной среде. Центениалам все равно, где родился собеседник и как он выглядит, поэтому это одно из самых терпимых и толерантных поколений. К отрицательным сторонам представителей поколения Z можно отнести недостаточную концентрацию внимания. При этом, несмотря на то, что центениалы часто переключают внимание, они привыкли мыслить глобально и потому быстрее принимают решения.
Кадровая политика
По мнению рекрутинговых агентств, руководствуясь принципами теории поколения, компания может потратить значительно больше времени на его оценку, составление и анализ личностных и профессиональных характеристик и т.д., но результат стоит того, ведь компания получает не только возможность реализации стратегических планов, но и довольного и благодарного сотрудника. Теорию поколений можно использовать как в целях консультирования уже работающего персонала, так и при отборе соискателей.
Читайте также: Если «мой ребенок не такой, как все»…
К примеру, бэби-бумеры как поколение со стабильными запросами ориентированы главным образом на устойчивость. Их можно мотивировать на достижение целей, даже не прибегая к использованию материальных выгод.
Представители поколения Х также являются целеустремленными и ответственными работниками, на которых можно положиться. Для них очень важны социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне, именно поэтому они могут в течение нескольких лет работать в одной и той же компании. Основной мотивацией для поколения X служит потребность в интеграции в корпоративную культуру и четкое знание всех деталей своей работы. В дополнение к этому, в качестве мотивации рекомендовано использовать предоставление возможности постоянно находиться в процессе обучения и личностного роста.
А вот для поколения Y базовыми мотивациями служат денежное вознаграждение, отсутствие бюрократических проволочек и технологическая составляющая, к примеру, наличие на рабочем месте высокотехнологичного оборудования.
При этом идеальной считается ситуация, в которой представитель поколения X руководит человеком-Y, учитывая его точку зрения и постоянно учась чему-то новому.
Что касается центениалов (поколения Z), то они пока еще слишком молоды, хотя уже сейчас можно говорить о большом потенциале в том, что касается методик продвижения и 100% интуиции в сфере интернета и соцсетей. При этом следует учитывать тот факт, что центениалы практически не восприимчивы к традиционной рекламе, поэтому для привлечения их внимания нужны качественно иные методы маркетинга.
Подготовила Александра Демецкая
“Фармацевт Практик” #11′ 2016