Поразительные взаимоотношения гусениц и муравьев
Некоторые муравьи вовлечены в сложную систему взаимоотношений с гусеницами бабочек. Некоторых гусениц, в свою очередь, подозревают в мирмекофилии, т.е. в любви к муравьям. Что же связывает такие непохожие создания?
Ненасытный поглотитель пищи
Как эта сомнительная личность может превратиться в прекрасную бабочку? Гусеница помешана на еде. Она напоминает мешок, наполненный слизью. Гусеница — это рот, присоединенный к желудку. Чтобы пройти все метаморфозы, гусеница должна запастись необходимыми питательными веществами. Некоторые набирают вес, который более чем в три тысячи раз превосходит их начальную массу. Это все равно, если бы из трехкилограммового младенца вырос человек, весящий девять тонн! У гусеницы много врагов и ее главная экологическая роль — стать чьим-то кормом. Очень немногие доживают до стадии бабочки. Жизнь гусеницы — сплошная нервотрепка. В таком опасном мире очень важно обзавестись друзьями. А из друзей у гусениц только муравьи…
Медвяная роса
Муравьи ухаживают за личинками эрицинид, защищая их от хищных ос. Но делают они это совсем не бескорыстно. Когда муравей гладит гусеницу по спине, она выделяет каплю прозрачной жидкости, которую муравей поглощает с явным удовольствием. Муравьям так нравится эта «медвяная роса», что они готовы поглаживать гусеницу постоянно, столпившись вокруг. Устав от этих нежностей, гусеница довольно громко топает ножкой по листу. Муравьи, как нашкодившие дети, пристыженно замирают, но ненадолго. Они доят свою подругу как минимум раз в минуту и готовы неделями не возвращаться в свой муравейник.
По мнению муравьев, вокруг гусениц всегда царит праздничная атмосфера: мед течет рекой, играет веселая музыка, в воздухе парят привлекательные феромоны. Поэтому муравьи, как наркоманы, совсем теряют голову и, забывая обо всем, становятся одержимыми своими гусеницами
Для гусеницы австралийской бабочки паралюции муравьи выстраивают замысловатые подземные жилища, где может поместиться до 20 гусениц или 10 куколок. На закате гусеница, как вампир, выползает полакомиться листьями, а на рассвете снова возвращается в свое убежище. За ней круглосуточно ухаживают муравьи, и на одну гусеницу может приходиться до 25 нянек. В благодарность и гусеницы, и куколки выделяют вкусную смесь глюкозы и аминокислот.
Читайте также: Самый сильный афродизиак, или Секреты шпанской мушки
Манящие сигналы
Гусеницы австралийской голубянки ялменус используют три сигнала, чтобы подозвать муравьев. Торопливое шипение слышится в первые 5 мин после обнаружения гусеницы рабочим муравьем, ворчание — когда муравьи гладят гусеницу, а басовитую барабанную дробь гусеница издает независимо от того, ухаживают за ней муравьи или нет.
У других видов на макушке есть две папиллы в виде прутиков, которые издают акустические или вибрационные сигналы, когда гусеница вертит головой. Эти сигналы имитируют призывы муравьев, пытающихся привлечь внимание собратьев.
Кроме того, гусеницы могут производить химические сигналы тревоги, заставляющие муравьев принимать оборонительную позицию.
Читайте также: Чем и почему пахнут люди
Волк в овечьей шкуре
Хищная личинка азиатской голубянки питается тлями, за которыми, как и за гусеницей, ухаживают муравьи. По-видимому, медвяная роса этой гусеницы нравится муравьям больше, чем мед тлей.
Гусеница европейской голубянки внешне похожа на муравьиную личинку. Обнаружив такую «красоту», муравьи немедленно тащат ее в свой муравейник. Там самозванка живет месяцами, питаясь настоящими личинками муравьев, которыми ее снабжают щедрые родители. По этому поводу Владимир Набоков, который был не только знаменитым писателем, но и выдающимся энтомологом, высказался в сердцах: «Как если б коровы нам давали шартрез, а мы им на съедение младенцев!».
Когда гусеница окукливается и превращается во взрослую особь, ее медоточивые железы бесследно исчезают и «протрезвевшие» муравьи приходят в бешенство. Однако бабочка удирает от преследователей, выделяя вязкое вещество, в котором увязают муравьиные лапки. Она спешно выбирается на поверхность и взмывает ввысь крохотным лоскутком синего неба. Но пройдет время, и беспечные муравьи опять принесут в свой дом новую личинку.
Татьяна Кривомаз, канд. биол. наук
По материалам книги Шарман Эпт Рассел «Роман с бабочками. Как человек влюбился в насекомое». — М.: КоЛибри, 2005. — 229 с.
“Фармацевт Практик” #05′ 2015