Природа отвращения: от физиологии к морали и социальным отношениям
Чувство отвращения не так уж часто становится предметом изучения со стороны ученых, вероятно, потому что им неприятно разбираться в природе этого отталкивающего ощущения. Однако те немногие исследователи, которые все же заинтересовались столь непривлекательным объектом, пришли к парадоксальным выводам, что многие морально-нравственные принципы базируются именно на чувстве отвращения
Естественная реакция
Отвращение — отрицательно окрашенное чувство, сильная форма неприятия, которое считается одной из базовых человеческих эмоций. Оно столь же необходимо для выживания человека, как боль и страх. Это естественная реакция, помогающая дистанцироваться от потенциально опасных объектов. На физиологическом уровне это проявляется ощущением комка в горле, першением в пищеводе, спазмами в желудке, тошнотой, кашлем, замедлением пульса. Лицо искажает характерная гримаса, губы поджимаются, взгляд расфокусируется, кулаки и плечи сжимаются. Так бывает, когда в рот попало что-то омерзительное на вкус, когда пришлось прикоснуться к чему-то неприятному, ощутить зловонный запах или просто при виде чего-то отталкивающего. Биологический и эволюционный смысл отвращения понятен — это адаптивное, способствующее выживанию стремление избежать контактов с опасностью.
Подавляющее большинство токсичных и потенциально опасных растительных алкалоидов мы воспринимаем как горькие
Защита от инфекций и отравлений
Жизненно важно определять токсины, с которыми организм сталкивается в природе. Подавляющее большинство токсичных и потенциально опасных растительных алкалоидов мы воспринимаем как горькие, поэтому у человека существует больше двадцати рецепторов на горечь и ученые постоянно обнаруживают новые. Следует отметить, что для распознавания соленого вкуса существует всего один рецептор, а сладкого — два. Горький вкус является самым сложным и состоит из множества совершенно различных оттенков, но нами он воспринимается как горький, посылая сигнал о токсичности. В защите от отравлений помогает также отталкивающий внешний вид продукта и для определения потенциально съедобной органики мы используем целый комплекс характерных признаков. Все слизкое и плохо пахнущее навевает на мысль об испорченности и не вызывает аппетита, поэтому так нелегко себя заставить впервые попробовать непривычные экзотические деликатесы. Наряду с универсальностью в восприятии отвратительного присутствует, безусловно, и культурная самобытность.
Читайте также: Что такое справедливость? Биологический аспект
Сигнал опасности
О потенциальной опасности может сигнализировать внешний вид человека, поэтому явные признаки патологии производят отталкивающее впечатление. Например, кожа со следами заболеваний свидетельствует, что с этим человеком что-то не так и при близком контакте можно заразиться. Такой же природы реакции на исковерканное человеческое тело, открытые травмы и кровь. Реакция отвращения возникает, поскольку становится очевидным, что с человеком произошло что-то очень плохое, и вполне возможно, что оно все еще может представлять угрозу. Не удивительно, что трупный запах считается одним их самых отвратительных.
Интересно, что неприятные звуки мы тоже называем отвратительными. В рейтинге отвратительных звуков лидирующие позиции заняли громкий одновременный плач нескольких младенцев и звуки рвоты. Это вполне закономерно, поскольку плач ребенка должен привлекать внимание, тем самым повышая его шансы на выживание. Отвратительность звуков рвоты тоже понятна — это предостерегающий сигнал: «держись подальше и постарайся не есть и не пить того, что употребил этот несчастный». А вот подоплека физиологических реакций отвращения, вызываемых трением пенопласта по стеклу и некоторыми музыкальными «произведениями», не столь очевидна.
Границы брезгливости
Примечательно, что границы брезгливости индивидуальны и могут варьировать в зависимости от контекста и культурных традиций, существующих в обществе. Например, маленькие дети могут играть своими фекалиями, чего взрослые люди в здравом уме никогда не делают. Большинство людей наотрез откажутся пить сок, к которому прикоснулся усиком простерилизованный таракан, или есть из безупречно чистого ночного горшка. Были времена, когда нечистыми считались женщины во время менструации, психически неполноценные люди, а также такое понятие, как межрасовый секс.
Кроме физиологической и эстетической брезгливости, отвращение может быть вызвано морально-этическими причинами. Чей-то подлый проступок и недостойное поведение мы называем омерзительным. Однако ученые отвращение такого рода считают вторичным, отделяя его от первичных бессознательных физиологических реакций.
Читайте также: Альтруизм как средство выживания
Абстрактная брезгливость
В отличие от первичного отвращения, где явно выражены биологические корни, вторичное отвращение касается более абстрактных предметов и имеет морально-социальную природу. Это яркая негативная эмоция в адрес людей, демонстрирующих нарушение принятых поведенческих и этических стандартов. Предательство дорогого нам человека может вызвать острую психосоматическую реакцию. Суть вторичного отвращения заключается в избегании. Отвращение в этом случае состоит в полном и безоговорочном отказе от коммуникаций и любых взаимодействий. К «гнилому человеку» мы испытываем такое же отвращение, как и к гнилому мясу. Во всех без исключения человеческих культурах принято распространять слова и понятия, обозначающие объекты первичного отвращения, на людей, нарушающих моральные и общественные нормы, к примеру, на лживых политиков, продажных чиновников и т.п. Однако в некоторых языках, например в польском, отвращение к испорченной пище и отвращение к подлому поступку обозначается разными словами. Является ли социальное отвращение «продвинутой версией» биологического, или для их реализации используются разные нейрофизиологические механизмы?
Нейрофизиологические механизмы отвращения
Некоторые исследователи утверждают, что настоящее отвращение люди испытывают только к тем абстрактным идеям, которые непосредственно ассоциируются с объектами «первичного» отвращения, а во всех остальных случаях, например, когда говорят об «отвратительных политических технологиях», это не более чем метафора. Другие же считают, что физиологическая природа первичного и вторичного отвращения едина, поскольку удалось экспериментально доказать, что обе эмоции приводят к замедлению пульса, а при особенно острой реакции — еще и к ощущению «комка в горле». При наблюдении за активностью мозга при помощи МРТ оказалось, что при первичном и вторичном отвращении возбуждаются одни и те же области мозга, а именно боковая и средняя лобно-глазничная кора. Обнаруживается некоторая общность на уровне возбуждения передних отделов инсулярной коры, которая связана с мониторингом внутреннего состояния тела и общего самочувствия. Однако выявлены и различия: моральное отвращение связано с более сильным возбуждением передней части лобно-глазничной коры, которая считается более эволюционно молодой и, по-видимому, отвечает за обработку наиболее абстрактных эмоциональных ассоциаций.
Кроме физиологической и эстетической брезгливости, отвращение может быть вызвано морально-этическими причинами
Если изначально отвращение выполняло в основном функции гигиенического характера, то в ходе дальнейшей эволюции это ощущение, похоже, было «рекрутировано» для выполнения совсем иных, сугубо социальных задач. При помощи МРТ было установлено, что возбуждение отделов мозга, отвечающих за страх и отвращение, снижает активность тех отделов, которые отвечают за жалость и сочувствие.
Читайте также: Выученная беспомощность: что делать, если жизнь загнала в угол?
Физиологические основы политической ориентации
Следует подчеркнуть, что люди очень различаются по восприятию отталкивающих явлений. У одних даже вид летающей мухи вызывает брезгливость, а другие спокойно вынимают насекомое из своей тарелки супа и невозмутимо продолжают трапезу. Оказалось, что существует значимая корреляция между показателями степени выраженности эмоции отвращения и политическими убеждениями. Люди с повышенной брезгливостью чаще придерживаются консервативных взглядов. Как правило, они склонны поддерживать военные расходы, смертную казнь и являются убежденными противниками клонирования, генно-модифицированных продуктов, гомосексуализма, мини-юбок, искусственного осеменения, абортов. А людям, не испытывающим сильное отвращение к «первичным» стимулам, обычно присущи либеральные взгляды и они недоумевают, отчего все перечисленное выше может казаться отвратительным. Склонность к выраженной брезгливости идет рука об руку с острой озабоченностью моральными суждениями. Кроме того, развитость ощущения отвращения коррелирует со степенью приверженности к своей социальной группе и, следовательно, с патриотизмом и ксенофобией. Выходит, что политические различия частично связаны с тем, как люди отличаются в своем физическом восприятии мира. Понимание взаимосвязи политики и физиологии поможет уменьшить убежденность в том, что какое-то определенное мировоззрение является «правильным», снизить разочарование от воспринимаемой нелогичной непреклонности политических оппонентов и смягчить политическую враждебность.
Оказывается, не только «на вкус и цвет товарища нет», но и границы восприятия отвратительных явления тоже очень индивидуальны. Отвращение — одна из базовых человеческих эмоций, которая существенно влияет на общественную мораль и социальные отношения. Отвращение лежит в основе многих предубеждений, которые мешают людям относиться друг к другу по-человечески
Читайте также: Как биология человека влияет на его поведение
Татьяна Кривомаз, канд. биол. наук
“Фармацевт Практик” #9′ 2016