“Своя среди своих”: как “выжить” в женском коллективе?
Психологический «климат» в сугубо женском коллективе, в отличие от смешанных (где присутствуют представители обоих полов), как правило, менее благоприятный.
Как сделать так, чтобы органично влиться в «бабье царство» и существовать в нем с максимальным комфортом как для себя, так и для окружающих?
Плюсы и минусы «бабьего царства»
Будем справедливы, работа в женском коллективе имеет свои «плюсы». Женщины работают более сплоченно, чем мужчины, даже если в коллективе не все идет гладко. Кроме того, при удачном стечении обстоятельств, женский коллектив — маленький клуб, где можно обсуждать успехи детей и жаловаться на свекровь, всегда быть в курсе модных тенденций, театральных премьер и книжных новинок, и, если повезет, даже найти друга по интересам (шопинг, концерты, танцы, вязание и др.). Доброжелательные коллеги с удовольствием подскажут, в какую школу лучше отдать ребенка, и научат, как правильно варить варенье. К тому же, женщины более склонны к сопереживанию, чем мужчины, а потому поймут, если вам нужно уйти пораньше, а также поддержат в непростой ситуации.
Но будем откровенны — «минусов» тоже хватает. В частности, «визитной карточкой» женского коллектива и наиболее частой причиной рабочих конфликтов по праву считаются интриги и сплетни. Женщины не всегда умеют хранить секреты, любят «раздуть из мухи слона», а также способны на пакости по причине излишнего «человеколюбия». Нередким гостем «бабьего царства» является зависть (по поводу доходов, успехов на работе и в личной жизни, внешности и т.д.), проявляющаяся в виде «шпилек» и ядовитых насмешек.
Ревность и зависть часто выражаются открытым проявлением эмоций, порой весьма бурным. Недаром говорят, что главное оружие женщины — язык, которым можно пользоваться как в открытую, так и за спиной, причем даже тогда, когда конфликт исчерпан как таковой.
Читайте также: О сплетнях. Часть 1: Ох уж эти сплетни!
О сплетнях. Часть 2: Как сплетничать… правильно
О сплетнях. Часть 3: Если вы стали героем сплетен…
Правила «выживания» в женском коллективе
Для того чтобы успешно влиться в коллектив, выясните его негласные правила (прежде всего дресс-код и внутренний распорядок) и не пренебрегайте бытовыми мелочами (поливайте цветы, приносите печенье к чаю и т.д.).
Будьте доброжелательны. Искренний комплимент, заслуженное восхищение, участие в разговоре растопят сердце коллеги даже с самым скверным характером.
Не отказывайте коллегам в помощи, но и не позволяйте садиться себе на шею.
Не давайте повода для зависти — не хвастайтесь личными и производственными успехами, а также финансовыми возможностями. Избегайте броских вещей и вычурных украшений, соблюдайте дресс-код, принятый в компании.
Не сплетничайте, а также избегайте оценок коллег, пересказов разговоров и скрытых подтекстов.
Не давайте повода для сплетен. Старайтесь сохранять дистанцию и не изливайте душу. Также без необходимости не стоит рассказывать коллегам о проблемах со здоровьем.
Если вам стал известен чужой секрет, ни в коем случае не делитесь им с окружающими. Как бы чужая тайна не жгла вам язык, представьте на минуту, как вы сами отреагируете на то, что кто-то разболтает «всему свету» вашу собственную?
Постарайтесь сохранять нейтралитет, не вмешивайтесь в чужие конфликты и избегайте роли третейского судьи. Если вы стали свидетелем выяснения отношений коллег, лучше промолчать и поскорее покинуть помещение.
Избегайте словесных перепалок и не поддавайтесь на провокации — по возможности игнорируйте «шпильки» и не вступайте в открытую конфронтацию.
Если вас все-таки вовлекли в открытый конфликт, помните, что любое ваше слово может быть использовано против вас. Если вас несправедливо обвиняют, унижают или открыто хамят, не стесняйтесь говорить правду и называть вещи своими именами. Но если эмоции зашкаливают, как можно скорее «выходите из игры».
Если, несмотря на все ваши усилия, атмосфера в коллективе оставляет желать лучшего, а уволиться не позволяют обстоятельства, «уйдите в себя» и целиком погрузитесь в работу. Качественно выполняйте свои должностные обязанности, при этом не впускайте коллег в свое личное пространство и не покушайтесь на чужое. Почаще вспоминайте о том, что работа — это еще не вся жизнь. Сделайте так, чтобы все самое интересное начиналось за ее пределами.
Старайтесь не игнорировать совместные праздники, даже если вам не слишком этого хочется, поскольку девичник — идеальное мероприятие для улаживания конфликтов и поиска компромиссов.
Читайте также: Моббинг: как избежать террора на работе
Читайте также: Как вести себя на новой работе
Подготовила Александра Демецкая
“Фармацевт Практик” #06′ 2015