Творим добро — и тайно, и явно
«Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно»
Евангелие от Матфея, VI, 1-4
Одна из часто обсуждаемых тем — нужно ли рассказывать о своих добрых делах. Для верующего человека пожертвования и иные добрые дела наряду с другими ритуалами являются неотъемлемой частью служения Богу. Добрый христианин считает, что не делает ничего особенного, он творит милостыню не для того, чтобы возгордиться, а во славу Божью. К сожалению, иногда именно этот сугубо религиозный подход используется в качестве главного аргумента в критике волонтеров, активистов, общественных деятелей… Их обвиняют в самопиаре, тщеславии, использовании бед других людей в меркантильных или предвыборных целях
Для человека глубоко верующего, воцерковленного, вопросов нет: все строго регламентировано, есть священнослужители, братья и сестры по вере, которые помогут, растолкуют, наставят на верный путь… А вот обыкновенные активисты и волонтеры иногда бывают в некоторой растерянности, не готовы сделать сознательный выбор в пользу системного освещения своей деятельности. Их настолько затравили обвинениями в самопиаре, что, как это ни парадоксально, они порой начинают стыдиться того лучшего, что совершают в жизни.
Что такое пиар?
Понятие «пиар» с тяжелой руки наших политиков приобрело у обывателей негативное значение. Когда говорят, что кто-то «занимается пиаром», это звучит так, как будто речь идет о чем-то недостойном и постыдном.
PR — это не что иное, как Public Relations, то есть связи с общественностью. По сути, это всего лишь информирование общества о своей деятельности, некий механизм формирования имиджа. Еще более уничижительный оттенок носит слово «самопиар». В нем постоянно обвиняют тех, кто хоть что-то делает. При этом имеют в виду не только пожертвования, но и общественно полезную работу.
Кто же обвиняет других в самопиаре?
Особенно активно и раздраженно упрекают других в тщеславии те, кто:
1. Сами не делают ни доброго, ни полезного.
2. Не знают принципов общественной деятельности, не понимают всей важности связей с общественностью.
3. В духе религиозного фанатизма и догматизма считают, что любая деятельность плоха, если она отвлекает людей от церкви.
4. Рассматривают активных людей как конкурентов в общественной или политической сфере.
5. Живут во власти собственных комплексов, низкой самооценки и душевной лени: вместо того чтобы работать над собой, становиться лучше, делать что-то полезное, они стараются обесценить заслуги других.
6. Привыкли подпитывать себя негативными энергиями — злобой, завистью, раздражением, воинствующим пессимизмом, пораженческими настроениями (укр. — «зрадофільством»).
7. И даже (не исключено) могут работать на спецслужбы страны-агрессора в случае, если это касается волонтерской помощи АТО.
Читайте також: Толока: відродження традиції
Немного терминологии
Благотворительность — это жертвование на социально значимые цели любых ресурсов (деньги, вещи, медикаменты, пищевые продукты и пр.). Может быть частной (от отдельных лиц) и корпоративной (от коммерческих предприятий или компаний). Благотворительность не предполагает никакой выгоды для жертвователя и вполне может не афишироваться. Именно в этой связи чаще всего можно услышать выражения «тайный благодетель» или «лицо, пожелавшее остаться неизвестным».
Спонсорство (от лат. spondere — обязаться, поручительствовать, гарантировать) — предоставление определенных ресурсов в рамках неких договоренностей. В обмен на вложения спонсор может получить рекламу своего бренда и как результат — продвижение продукции, формирование положительного имиджа, приобретение репутации социально ответственного предпринимателя и пр. Прямой прибыли этот вид помощи не дает. Спонсорство никак не может быть тайным и даже скромным, так как публичность заложена в саму суть понятия.
Меценатство (от имени исторической личности времен Римской империи: Гай Цильний Меценат был покровителем начинающих поэтов) — то же, что и спонсорство, однако предполагает вложение средств в определенную сферу, чаще всего в науку и искусство.
Общественная деятельность, активизм (от лат. аctivus — активный) —сознательные бескорыстные усилия людей, направленные на продвижение прогрессивных социальных изменений в обществе в целях более полного удовлетворения потребностей и интересов отдельных граждан, особых категорий населения, сообщества в целом.
Волонтерство (от лат. voluntarius — добровольный) — добровольная деятельность на благо общества без расчета на денежное вознаграждение. Носит преимущественно прикладной характер, предполагает помощь конкретным людям, организациям, представителям отдельных целевых групп.
Читайте также: Психологические риски волонтерской деятельности
Как всегда, соблюдаем меру
Было бы слишком просто, если бы всякая общественно полезная деятельность автоматически делала человека лучше. Одни и те же действия могут оказывать разное (до прямо противоположного) влияние на самого человека. Привычка выпячивать свои заслуги может привести к болезненному эгоцентризму, тщеславию, самолюбованию и даже мании величия, отрицательно повлиять на отношения с друзьями и близкими, создать репутацию мелочного человека… Однако так же опасна и ложная скромность (не даром ведь говорят, что «самоуничижение паче гордости»). Любая искусственность, нарочитое замалчивание, всяческие «секреты» разъедают душу, занимают в сознании слишком много места, придают действиям излишнюю важность, искажают их истинный масштаб…
Суть не в факте упоминания о своих заслугах, а в том, что именно в этот момент происходит в душе человека. Важно, о чем он думает — о себе, любимом, или о пользе дела. В этой связи несколько советов:
1. Не делайте из своих добрых дел секрета, но и не трубите на всех углах о своей деятельности. При этом будьте готовы спокойно о ней упомянуть, а в случае интереса, проявленного со стороны окружающих, — подробно рассказать.
2. Относитесь к общественной деятельности как к чему-то обыденному и обыкновенному. Чем чаще вы будете делать что-то полезное и нужное для общества и отдельных людей, тем проще будете к этому относиться.
Читайте также: Большая польза от мелкой общественной деятельности
3. Воспринимайте свою роль благодетеля скромно и с достоинством, особенно по отношению к тому или тем, на кого ваше добро направлено. Не расстраивайтесь, если столкнетесь с неблагодарностью, непониманием и несправедливостью. Помните, что принимать добро порой намного тяжелей, чем его делать.
4. Обдумайте, готовы ли вы системно освещать свою деятельность, например, в социальных сетях. Знайте, что это полезно и важно для дела, но поступайте так, как для вас комфортно именно в этот момент вашей жизни. Не исключено, что в дальнейшем вы к этому придете.
5. Присоединитесь к какой-нибудь общественной организации или неформальному объединению. Тогда вопрос об освещении деятельности будет лежать в сфере ответственности вашего руководства.
Почему полезно рассказывать о своей деятельности?
- Вы позиционируете себя в качестве сознательного и ответственного гражданина.
- Подаете добрый пример своим детям, друзьям и близким, другим членам общества.
- Распространяете информацию о тех социальных проблемах, в решении которых участвуете.
- Привлекаете внимание к судьбам отдельных людей, которые нуждаются в помощи.
- Находите единомышленников, создаете вокруг себя сообщество людей, близких вам по духу.
- Обмениваетесь опытом и важной информацией с теми, кто работает в той же сфере.
Что дает пиар для общественных организаций
- Позиционирование в сообществе в контексте общих социально-политических процессов (особенно актуально в кризисные периоды развития государства).
- Приобретение известности и повышение популярности организации, донесение до сообщества ее миссии, целей и задач.
- Формирование положительного имиджа, приобретение необходимой репутации.
- Получение поддержки, установление доброжелательных цивилизованных отношений с сообществом.
- Отлаживание каналов коммуникации с целевой группой и сообществом в целом.
- Привлечение внимания к острым социальным проблемам, лежащим в сфере деятельности организации.
- Продвижение социально значимых идей, связанных с деятельностью.
- Лоббирование жизненно важных для целевых групп вопросов.
- Возможность найти стабильных партнеров, которые работают в той же сфере.
- Привлечение новых членов и волонтеров.
- Получение средств на деятельность, отдельные проекты и мероприятия.
- Вдохновление и мотивирование других членов сообщества к социально полезной деятельности.
Читайте также: Социально активные люди: мнение психолога
Мария Кириленко
Киево-Святошинский центр социально-психологической реабилитации населения
www.boyarka.cspr.info
“Фармацевт Практик” #10′ 2017