За красотой – в аптеку
Объем рынка парафармацевтической продукции в нашей стране постоянно растет. Многие аптеки успешно используют потенциал нелекарственных средств для повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли. Важная составляющая этого успеха – грамотное формирование ассортимента. Ведь только на рынке косметических средств представлены тысячи компаний, предлагающих несметное количество наименований лечебной и эстетической косметики со всего мира. Что лучше предложить покупателям?
Не только лекарства
В последние годы все больше наших соотечественников воспринимает аптеки как профилактические учреждения, где можно приобрести не только лекарственные средства и изделия медицинского назначения, но также целый комплекс сопутствующих товаров. Спектр парафармацевтической продукции очень широк и включает: косметические товары, не предназначенные для декоративной цели, а также лечебные косметические товары; санитарно-гигиенические средства; предметы ухода за больными; различные чаи, соки и минеральные воды; диетическое и детское питание; очковую оптику; санитарно-просветительную литературу; лабораторные тесты и диагностикумы, др.
Следует отметить, что включение в ассортимент аптеки парафармацевтической продукции напрямую зависит от позиционирования торговой точки и ее местонахождения. Например, больничным аптекам работать с этой группой товаров нецелесообразно. Если же аптечное учреждение расположено в людном месте, неподалеку от городских транспортных узлов, то здесь вспомогательный ассортимент будет, безусловно, востребован. Повышению продаж парафармацевтической продукции способствует ее размещение в отделах самообслуживания, где покупатели чувствуют себя комфортно и имеют возможность, не спеша, изучить весь ассортимент. Как известно, в отделах самообслуживания высока вероятность совершения незапланированной покупки.
Читайте также: Территория подростка: борьба с угревой сыпью
Сегодня во многих крупных аптеках нелекарственный ассортимент составляет более половины товарных позиций и приносит заметную долю прибыли. Ведь если торговая наценка на лекарственные препараты с каждым годом сокращается, то добавочная стоимость на сопутствующие товары может быть удержана на относительно высоком уровне. Несмотря на то, что цена на многие товары в аптеке выше, чем, например, в супермаркете, клиенты нередко отдают предпочтение аптечной продукции. Это связано не только с удобством (аптеки, в отличие от супермаркетов, часто расположены «у дома» или «по дороге», в них легче сориентироваться и получить квалифицированный совет), но также с тем, что аптека традиционно и небезосновательно ассоциируется с ответственным отношением к качеству товаров.
Следует отметить, что аптечные учреждения во всем мире являются важным каналом продаж для производителей косметики. Для аптеки как предприятия розничной торговли характерен большой поток посетителей разного социального статуса и уровня дохода, благодаря чему производители косметических средств, представленных в аптеке, имеют возможность без особых затрат на рекламу ознакомить потенциальных покупателей со своей продукцией. Интересно, что динамичный темп роста аптечных продаж косметики приводит не только к расширению косметических отделов в аптеках, но и к появлению новых аптечных форматов, а также дополнительных услуг: консультаций косметологов в торговых залах, диагностики состояния кожи и волос, составления индивидуальных программ ухода за кожей и волосами и др.
Читайте также: Аромамаркетинг в аптеке
В Германии до половины всех косметических средств, не предназначенных для декоративных целей, продаются именно через аптеки. В Украине эксперты также отмечают все более активное участие аптек в развитии индустрии красоты. И хотя отечественный рынок «аптечной косметики» не сопоставим по объему с рынком лекарственных средств, динамика продаж товаров для красоты в аптеке значительно опережает рост продаж медикаментов.
Косметические средства на аптечном прилавке
Среди косметических средств, представленных сегодня на аптечных прилавках, можно выделить те, что продаются исключительно в аптеках, и те, что можно также приобрести в специализированных магазинах, супермаркетах и других торговых точках (косметика класса «масс-маркет»).
Так, исключительно «аптечной» является дерматологическая косметика – средства, созданные для устранения какой-либо дерматологической патологии и используемые по назначению врача.Такую косметику часто используют пациенты с хроническими и вялотекущими заболеваниями кожи – атопическим дерматитом, экземой, псориазом, себореей, акне и др. В сочетании с адекватной медикаментозной терапией она позволяет увеличить период ремиссии заболевания и улучшить качество жизни больного.Состав дерматологических средств, как правило, ограничивается лишь несколькими активными компонентами. Особенность дерматологической косметики – обязательные клинические испытания с четкой оценкой эффективности и безопасности ее применения. Средства данной группы обычно не рекламируются в СМИ. Кроме того, только в аптеках представлена, так называемая селективная косметика, предназначенная для коррекции явных косметических дефектов (мимических и поверхностных морщин, пигментных пятен, темных «кругов» под глазами, отечности и др.). Такая косметика обычно проходит лабораторные испытания и по качеству не уступает дерматологической. В отличие от последней, селективная косметика активно рекламируется в СМИ и хорошо известна потребителю. Средства этих «аптечных» групп должны составлять основу ассортимента косметики в аптеке.
В то же время, он должен быть обязательно дополнен косметикой «масс-маркет», доступной большинству потребителей и не требующей при выборе помощи консультанта. Концентрация активных веществ в составе средств данной группы обычно безопасна, и поэтому их применение не грозит какими-либо нежелательными эффектами. Эта группа косметики наиболее многочисленная, и она охватывает очень широкой ценовой диапазон. Какие товарные позиции косметических средств класса «масс-маркет» будут наиболее востребованы в аптеке?
Эксперты фармацевтического рынка утверждают, что при формировании ассортимента косметики выбор следует остановить на тех брендах, которые максимально близки имиджу аптеки как учреждения здравоохранения. Чем более «медицинским» будет предназначение товара, тем уместнее он будет смотреться в аптеке, тем больше доверия он вызовет у посетителя. Так, для аптечного ассортимента актуальны шампуни и бальзамы против перхоти и выпадения волос, витаминизированные лаки для ногтей, кремы от опрелостей и раздражений кожи. Важным элементом ассортимента косметики являются защитные средства: кремы и лосьоны, защищающие от ультрафиолета, мороза, обветривания, защитные бальзамы для губ и лаки для ногтей. Спрос на многие из указанных средств подвержен сезонным колебаниям, что обязательно должно быть учтено при формировании товарного запаса в аптеке.
Читайте также: Аптека на курорте: особенности ассортимента
Отдельного внимания заслуживают косметические средства для ухода за проблемной кожей. Посетительницы аптек, пришедшие за какими-либо лекарствами, часто приобретают их импульсно для своих детей и внуков. Да и сами молодые люди, страдающие угревой сыпью, чаще ищут решение своих проблем в аптеках, чем в сверкающих магазинах косметики.
В заключение также важно отметить, что, формируя ассортимент косметики класса «масс-маркет» в аптеке, предпочтение следует отдавать известным брендам, активно рекламируемым в СМИ и потому легко узнаваемым посетителями.
Читайте также: Мерчендайзинг в аптеке: ключевые правила
“Фармацевт Практик”