ПсихологіяСтатті

Технологии, создающие пропасть во взаимопонимании поколений

22/02/2019

Стремительно развивающиеся технологии затрагивают все аспекты нашей жизни. Изменился даже характер взаимодействий между людьми, но извечная проблема «отцов и детей» все так же актуальна. Как технический прогресс влияет на формирование новых ценностей у представителей разных поколений?

Цифровой разрыв между поколениями

Социологи используют термин «generation gap» (разрыв поколений), подразумевая, что культурные ценности, интересы и мировоззрение представителей поколения детей кардинально отличаются от родительских.

Современные молодые люди, родившиеся и выросшие в эпоху цифровых технологий, практически все свое время проводят во взаимодействии с высокотехнологическими системами, зачастую предпочитая общение онлайн реальному миру. Они жадно поглощают разнообразные технические новинки, наслаждаясь всеми преимуществами, которые открывает перед ними цифровая эпоха. Люди, не ориентирующиеся в диджитал-мире, вызывают у молодежи недоумение, так же как представители старшего поколения относились бы к человеку, не умеющему читать и писать.

Родители, дедушки и бабушки не поспевают за своими детьми и внуками, поскольку с возрастом им все труднее приспосабливаться к переменам. С годами люди становятся более консервативными и любят привычные вещи, а молодежь стремится ко всему новому и необычному.

Благодаря технологиям сегодня исчезли географические и национальные барьеры, все события в мире человечество переживает сообща в реальном времени. Новое поколение является более свободным, но переизбыток информации делает их в какой-то степени поверхностными, хотя в некоторых вещах они разбираются гораздо лучше своих родителей.

Постоянное развитие

Каждый месяц 10 млн молодых людей достигают трудоспособного возраста, и эта цифра вовсе не соответствует количеству вакансий. С одной стороны, налицо жесткая конкуренция за хорошие рабочие места, но с другой — у современного поколения выбор различных жизненных сценариев намного шире, чем у всех предыдущих поколений. Однако при выборе профессии в наши дни всегда надо задаваться вопросом: а смогут ли в недалеком будущем с этими обязанностями справляться роботы? Если ответ утвердительный, то надо специализироваться в другой сфере. И это еще один камень преткновения в конфликте поколений, связанный с развитием технологий.

Новое поколение является более свободным, но переизбыток информации делает их в какой-то степени поверхностными, хотя в некоторых вещах они разбираются гораздо лучше своих родителей

Ведь старшее поколение до сих пор уверено, что образование служит фундаментом при выборе надежной профессии, которая должна обеспечить стабильный доход на всю жизнь. Однако молодежь понимает, что знания, полученные сегодня, завтра могут оказаться бесполезными. Никто точно не знает, как изменится мир даже в самом ближайшем будущем. Уже сейчас в развитых странах мира 70% вакансий требуют как минимум среднего уровня цифровых навыков,  но система образования не поспевает за новыми технологиями и поэтому многие оставляют учебу в университете. В наши дни необходимо постоянно учиться, повышать квалификацию, развиваться и совершенствоваться на протяжении всей жизни.

Главная профессия будущего

Извечная дилемма «семья или работа» осталась в прошлом, поскольку технические возможности информационного века позволяют работать дистанционно. Доставка на дом любых товаров и технические приспособления значительно упростили быт и позволяют заниматься более интересными делами. Парадоксально, но с повышением техногенизации общества ценность истинно человеческих качеств только увеличивается.

В большинстве механистических производственных процессов роботы гораздо эффективнее людей, но люди по-прежнему остаются непревзойденными в мастерстве межличностных взаимодействий и общения.

Профессии будущего, в которых человеку удастся выдержать конкуренцию с роботами и сохранить лидирующие позиции, будут связаны с коммуникациями и организацией людей в коллективе, чтобы совместная работа приносила радость и удовлетворение всем, кто в нее вовлечен. Причем тема человеческих взаимоотношений относится к одной из немногих, в которых старшее поколение дает фору младшему в силу прожитых лет и накопленной житейской мудрости. Ведь большинство детей разбираются в гаджетах гораздо лучше, чем в человеческих чувствах. Вот и повод, чтобы соорудить мостик над пропастью, которую создают новые технологии между поколениями.

Читайте также: Компании будущего, или Как бизнесу не отстать от жизни? 

Не тратьте время на поучения и строгое воспитание,  просто разговаривайте больше со своими детьми и внуками, помогая им разобраться в сложных перипетиях человеческих взаимоотношений.

Репутация и коммуникации

Развитие технологий привело к кардинальной смене парадигмы коммуникации. Сюжеты фантастических произведений, когда статус человека определяют социальные сети, становится реальностью в наши дни. В современном обществе, где все открыто, записано, может быть опубликовано и навсегда останется где-то в дебрях интернета, одной из самых хрупких и уязвимых ценностей является репутация. Все живут на виду и это инструмент давления новой эпохи. Практически любое событие сейчас может быть заснято на камеру, выложено в YouTube и получить широкую огласку.

С повышением техногенизации общества ценность истинно человеческих качеств только увеличивается

Как и в профессиональной журналистике, людей привлекают сенсации, среди которых не последнее место занимают акты насилия, поэтому на первый взгляд может показаться, что мир стал ужаснее. Однако результаты исследований, проводимых во многих странах, убедительно доказывают, что общий уровень физического насилия продолжает значительно снижаться. Во всем мире наблюдается феномен great crimedrop — глобальное снижение преступности. Новое поколение менее агрессивное, чем все предыдущие, а свои права они отстаивают аргументированно, последовательно и более настойчиво, придавая процессу максимальную огласку посредством доступных технических средств.

Жизнь напоказ

Сейчас мы живем в обществе, где личная жизнь выставляется на всеобщее обозрение, а конфиденциальная информация доступна людям и организациям, о которых мы даже не подозреваем. Технологии становятся невероятно умными и уже умеют определять наше внутреннее состояние. Нравится нам это или нет, но мы уже раскрываем часть своей личной жизни, не имея возможности это контролировать.

Новое поколение менее агрессивное, чем все предыдущие, а свои права они отстаивают аргументированно, последовательно и более настойчиво, придавая процессу максимальную огласку посредством доступных технических средств

Количество смартфонов постоянно увеличивается и в 2019 г. их использование составит около 3 млрд. Помимо этого компании предлагают различные виды подключенных к интернету устройств — умные светильники, умные замки, умные туалеты, умные игрушки… Эти устройства собирают данные, периодически направляя их компании-производителю или любому человеку, обладающему достаточной технической сноровкой. Вся эта техника следит за человеком, составляя его статистический профиль, чтобы прогнозировать и влиять на его поведение. Мы направляемся в мир прозрачности мозга, где технологии обладают необычайной возможностью узнавать и развивать наши желания и склонности.

Читайте также: Отцы и дети: современный контекст

Не стоит видеть в технологиях решение всех наших проблем, вместо этого следует относиться к ним как к средству выявления этих проблем, но решать их должны сами люди, а не искусственный интеллект.

Новый тип мотивации

Нередко можно слышать жалобы от учителей и родителей, что у современной молодежи значительно снизился уровень мотивации. Но давайте разберемся, о какой именно мотивации идет речь? Оказывается, современные молодые люди не заинтересованы в накопительстве материальных ценностей, к которым так стремилось старшее поколение, выросшее в эпоху нестабильности и тотального дефицита. В отличие от них у нового поколения нет цели владеть домами, мебелью, бытовой техникой и автомобилями, ведь эти громоздкие «ценности» только обременяют свободу передвижения и ограничивают разнообразие выбора.

subscribe

Эпоха демонстративного потребления подошла к концу, а экономике обладания пришла на смену экономика неограниченного выбора и в связи с этим — необходимости рационального потребления. Новое поколение спокойно относится к внешним атрибутам статуса, отдавая предпочтение проявлениям индивидуальности.

При этом мотивация никуда не исчезла, она просто видоизменилась. Сейчас для молодых людей важны самореализация, самовыражение, признание социума и осознание смысла своей деятельности.

Человек улучшенный

Сегодня в мире насчитывается 1,8 млрд молодых людей в возрасте от 10 до 24 лет — это самая большая когорта в истории человечества. И в большей мере, чем все предшествующие поколения, они связаны с информацией и развитием аналитических навыков, склонны скептически и всесторонне оценивать ситуацию, принимая более рациональные и обоснованные решения, чем их родители.

Выражение «разрыв поколений» звучит драматично, но в сущности это просто очередной этап развития человечества. Да и так ли велика пропасть, разделяющая поколения? Ведь базовая биологическая сущность человека все еще остается прежней. Технологический прогресс захватил детей и продвинул их далеко вперед, а родителям необходимо успеть привить им общечеловеческие ценности.

У недалекого будущего лицо сегодняшнего подростка. Именно им придется создавать новые лекарства, новые виды транспорта, новые способы общения, устойчивую экономику и решать проблему глобального изменения климата. Искусственный интеллект, киборгизация, роботы, нанотехнологии кардинально изменят общую картину мира, а новое поколение выглядит очень перспективно.

Традиционно преемственность поколений заключалась в передаче опыта от родителей детям. Но впервые в истории человечества наблюдается уникальный феномен — следующее поколение знает больше, чем предыдущее, и лучше ориентируется в изменившихся условиях. Нам следует к ним внимательно прислушиваться, не мешать и по возможности поддерживать.

Татьяна Кривомаз, д-р техн. наук,
канд. биол. наук, профессор

“Фармацевт Практик” #2′ 2019

 

ПЕРЕДПЛАТА
КУПИТИ КНИГИ