В фокусе: антигистаминные препараты
В лечении аллергических заболеваний в качестве базисных лекарственных средств широко применяются антигистаминные препараты. Большинство лекарственных средств этой группы относится к блокаторам Н1-рецепторов, которые преимущественно находятся на клетках гладкой ткани и крупных кровеносных сосудах. Их активация вызывает спазм мышечной ткани трахеи, бронхов, увеличивает сосудистую проницаемость, замедляет атриовентрикулярную проводимость, усиливает зуд. В свою очередь, антигистаминные препараты блокируют Н1-рецепторы, устраняют или уменьшают реакцию организма на гистамин: снимают спазмы гладкой мускулатуры, уменьшают проницаемость капилляров, предупреждают развитие отека тканей, снижают гипотензивное действие гистамина [1].
Несмотря на классификацию, предложенную Европейской академией аллергологии и клинической иммунологии (EAACI, 2003), согласно которой все антигистаминные средства делятся на препараты «старого» и «нового» поколения, в клинической практике по-прежнему пользуются термином «антигистаминные препараты І и ІІ поколений» [2]. В основе такого разделения лежит их способность вызывать седативный эффект
Первое поколение
Сфера применения
Несмотря на ряд недостатков, антигистаминные препараты І поколения (диметинден, хлоропирамин, клемастин, мебгидролин, прометазин и др.) занимают прочные позиции в аллергологической практике. Пероральные антигистаминные средства І поколения купируют симптомы, вызванные гистамином (ринорея, чиханье, зуд в носу и симптомы со стороны глаз), однако менее эффективны в отношении заложенности носа.
Наличие инъекционных форм данных лекарственных средств делает их незаменимыми в острых и неотложных ситуациях, когда преобладают реакции ранней фазы аллергического воспаления (острая аллергическая крапивница, аллергический отек Квинке, анафилактический шок, аллергический ринит, конъюнктивит).
Седативный эффект
Препараты І поколения хорошо проникают через гематоэнцефалический барьер и взаимодействуют с Н1-
гистаминовыми рецепторами в коре головного мозге, обусловливая развитие седативного эффекта и блокируя физиологический эффект эндогенного гистамина.
Седативный эффект антигистаминных препаратов І поколения варьирует в достаточно широких пределах (от 7,8% у диметендена и 10% у клемастина до 36% у дифенгидрамина). При этом выраженность седативного эффекта в большинстве случаев средняя, — именно с этим связан миф о том, что І поколение эффективно как снотворное средство. В от же время, седативное действие подразумевает не только сонливость, но и влияние на тонкие функции мозга и психомоторную активность. Некоторые из средств І поколения (дифенгидрамин) могут оказывать парадоксальное влияние на ЦНС в виде беспокойства, возбуждения, раздражительности [2].
Тахифилаксия
К недостаткам большинства антигистаминных препаратов І поколения относится феномен тахифилаксии (привыкание), требующий смены препарата каждые 7–10 дней, хотя, к примеру, для диметиндена малеата и клемастина показана эффективность в течение 20 дней без развития тахифилаксии. Продолжительность действия от 4–6 ч для дифенгидрамина, 6–8 ч у диметиндена малеата, до 12 ч (а в некоторых случаях и 24 ч) у клемастина, поэтому эти препараты назначаются 2–3 раза в сутки [2].
С осторожностью
Фармакокинетические особенности антигистаминных препаратов І поколения могут быть причиной следующих нежелательных эффектов: сонливости, чувства усталости или возбуждения, нарушения сна, координации движений, концентрации внимания, головокружения, головной боли, снижения давления, учащения пульса, сухости во рту, онемения слизистой оболочки полости рта, боли в желудке, запоров, тошноты, рвоты, бронхоспазма, нарушения зрения, мочеиспускания, увеличения массы тела [1].
Антигистаминные препараты І поколения следует применять с осторожностью при глаукоме, язвенной болезни, больным с сердечно-сосудистой патологией, совместно с противодиабетическими препаратами, психотропными средствами, спиртными напитками [1].
Читайте также: Лето… аллергия… Особенности применения противоаллергических средств, противопоказания, лекарственные взаимодействия
Второе поколение
Сфера применения
Для лечения хронических заболеваний, требующих длительного применения лекарственных средств, более показано использование антигистаминных препаратов II поколения (лоратадин, эбастин и др.) и их метаболитов, которые в литературе нередко называют препаратами III поколения (фексофенадин, дезлоратадин, норастемизол и др.) [3]. По клинической эффективности препараты II поколения сопоставимы с препаратами I поколения, что обусловливает их широкое применение в качестве средств базисной терапии аллергических ринитов, крапивницы, аллергических дерматозов.
Преимущества
Особенностями антигистаминных препаратов II поколения является высокое сродство (аффиность) к Н1-рецепторам, быстрое начало действия, длительность действия (до 24 ч), отсутствие блокады других типов рецепторов, низкая проходимость через гематоэнцефалический барьер в терапевтических дозах, отсутствие инактивации препарата пищей, отсутствие тахифилаксии. При этом противоаллергическое действие антигистаминных препаратов II поколения объясняется не только блокадой Н1-рецепторов. Они ингибируют активирующие потоки Са2+ в клетку, высвобождение гистамина базофилами обоих типов (мембраностабилизирующее действие), освобождение молекул адгезии различных классов, хемотаксис эозинофилов, агрегацию тромбоцитов, образование супероксид-аниона, а также снижают проницаемость сосудов [1].
Антигистаминные препараты II поколения практически не подвергаются метаболизму в организме. Данные лекарственные средства не вызывают седативного эффекта, однако у некоторых пациентов все же может наблюдаться сонливость при их использовании [2].
Для лечения хронических заболеваний, требующих длительного применения лекарственных средств, целесообразно использовать антигистаминные препараты второго поколения
Кардиотоксический эффект
Однако в ряде случаев антигистаминной активностью обладают не сами Н1-блокаторы II поколения, а метаболиты, которые из них образуются. Этим объясняется вариабельность эффективности лекарственных средств у разных лиц, что связано с индивидуальными особенностями метаболизма препаратов. В случае выраженного нарушения метаболизма некоторых Н1-блокаторов II поколения в организме пациента может создаваться высокая концентрация исходного вещества с последующим развитием нежелательного побочного действия, — кардиотоксического эффекта (развитие фатальных аритмий). Так, терфенадин и астемизол из-за особенностей метаболизма или взаимодействия с другими лекарственными средствами могут приводить к задержке реполяризации сердца и увеличению интервала Q–T путем блокады калиевых каналов, что вызывает нарушение желудочкового сердечного ритма вплоть до желудочковой тахикардии и внезапной смерти [1, 3].
Кроме того, к факторам риска развития аритмий при приеме данных препаратов относят нарушение функций печени, злоупотребление алкоголем, электролитные нарушения, заболевания сердца, одновременное использование противоаритмических и психотропных средств.
Метаболиты («третье» поколение)
Метаболиты антигистаминных препаратов II поколения (фексофенадин, дезлоратадин, норастемизол, цетиризин, левоцетиризин) при отсутствии седативного, кардиотоксического и других нежелательных эффектов имеют значительно лучший профиль безопасности [3].
Кроме того, они способствуют подавлению воспалительного процесса. При этом самую высокую аффинность к Н1-гистаминовым рецепторам имеет дезлоратадин, что обусловливает высокий клинический эффект при лечении аллергических заболеваний. При этом его применение не требует специальных предосторожностей [1].
Следует отметить, что родоначальником этой группы, по сути, является цетиризин. Будучи фармакологически активным метаболитом гидроксизина, он имеет благоприятный профиль безопасности и свойства, присущие современному антигистаминному препарату [4].
В педиатрии и акушерстве
Все антигистаминные лекарственные средства могут применяться у детей старше 12 лет. В некоторых рекомендациях стран Европы и США указывается на возможность безопасного назначения следующих препаратов у детей раннего возраста: I поколение — гидроксизин и алимемазин (с 6 лет), дифенгидрамин, клемастин, прометазин, ципрогептадин и кетотифен (с 2 лет); II и III поколение — цетиризин, лоратадин и дезлоратадин могут применяться при хронической крапивнице у детей с 2 лет, эбастин, фексофенадин и левоцетиризин (таблетки) — с 6 лет. Цетиризин стал первым антигистаминным препаратом, одобренным Управлением по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) для применения у детей с 6 мес для терапии круглогодичного аллергического ринита и хронической крапивницы [5]. Диметиндена малеат в форме капель может применяться при крапивнице, ангионевротическом отеке, аллергическом рините, пищевой и лекарственной аллергии у детей в возрасте до 1 года [6].
При беременности необходимо избегать применения системных антигистаминных препаратов, особенно в I триместре. В настоящее время накоплено достаточно информации, подтверждающей безопасность антигистаминных препаратов II поколения, что вместе с отсутствием седативных и других побочных эффектов по сравнению с предшественниками дает право предпочитать именно их назначение во время беременности. При необходимости должны использоваться наименьшие дозы лоратадина или дезлоратадина как наиболее изученных препаратов, а при их неэффективности — дифенгидрамина. Недопустимо применение астемизола и терфенадина ввиду аритмогенного действия, а также эмбриотоксического действия, выявленного в испытаниях на животных [5].
О причинах аллергических заболеваний и подходах к их лечению читайте также: Аллергия на хорошую жизнь
Подготовила Александра Демецкая, канд. биол. наук
Литература
- Мурзина Э.А. Современные антигистаминные препараты в лечении заболеваний аллергической природы // Внутренняя медицина. — 2008; 3 (9).
- Ревякина В.А. Антигистаминные препараты в клинической практике. Дискуссионные вопросы. Взгляд врача на привычные препараты // Практическая медицина 05 (11).
- Горячкина Л.А. Современные антигистаминные препараты в лечении аллергических заболеваний //РМЖ. Пульмонология. Фтизиатрия. — 2001; 21.
- Pagliara A. // Медицина світу. — 2000; 1: 14.
- Колхир П.В., Кочергин Н.Г., Косоухова О.А. Антигистаминные препараты в лечении хронической крапивницы: обзор литературы // Лечащий врач. — 2014; 4.
- Кондюрина Е.Г., Елкина Т.Н., Грибанова О.А., Татаренко Ю.А. Антигистаминные препараты первого поколения в педиатрической практике // РМЖ. Мать и дитя. Педиатрия. — 2011; 22.
“Фармацевт Практик” #04′ 2015